В 2022 году он сделал дебютное появление в России, и сразу же стал самым популярным автомобилем. На каждый грузовик было несколько заказов уже к наступлению нового года! Благодаря своей массе в 20 тонн, JAC N200 превосходит своих 18-тонных конкурентов.
До выпуска N200, у «Джака» не было автомобилей с таким тоннажем. Самая большая модель, двухосный N120, имела массу 12 тонн. «Двухсотка» стала следующим шагом, а тяжелая модель N350 представлена в России трёхосными самосвалами. На шасси N200 устанавливают фургоны, рефрижераторы, мусоровозные надстройки, самосвальные кузова, шторные модули и бортовые платформы. Особый спрос есть на модели с тросовым краном, и именно такая модификация будет описана в этой статье.
В России модель N200 была представлена в виде шасси с различной длиной колёсной базы. Она поставляется с короткой (4200 мм), средней (5300 мм) и длинной (6300 мм) колёсной базой для разных видов надстроек. Есть также версия с удлинённым задним свесом, которую покупают те, кому нужно комплексное решение — грузовик и кран. С начала 2023 года, бортовые версии с крановыми установками массой 8 и 12 тонн расходятся с немыслимой скоростью.
Уход европейских брендов и отсутствие конкурентов среди отечественных марок стало залогом успеха китайского тяжёлого грузовика на российском рынке. Да, в России есть множество грузовиков, которые могут перевозить строительные материалы, грунт, руду, отходы производства и другие грузы. Однако в некоторых случаях грузовики имеют меньшую грузоподъемность, большее количество осей и полный привод, чем требуется основным заказчикам для использования в городах и регионах. В этом смысле JAC N200 является идеальным компромиссом. «Китаец» привлекает своей ценой, обслуживанием, доступностью запасных частей и универсальностью в применении.
Особое преимущество модели заключается в том, что её производство уже давно освоено в Китае, поэтому перевозчики не столкнутся с проблемами, связанными с болезнями первых серий автомобилей. К тому же, российский дебютант может рассчитывать на сервисную поддержку на фирменных СТО JAC в Москве и Санкт-Петербурге. Независимо от того, является ли покупатель частным предпринимателем или компанией, у него не должно возникнуть никаких проблем с сервисным обслуживанием JAC N200. Первое ТО рекомендуется провести при пробеге 5000 км, а затем каждые 20 000 км. Возможно выполнить ТО самостоятельно, но только с использованием оригинальных запчастей, при этом сохраняется гарантия.
Кабина с одним нижним спальным местом является единственным вариантом. У всех грузовиков JAC тяжёлого класса есть спальные кабины и это решение пользуется спросом. Даже если водителю некогда вздремнуть во время рабочей смены, на спальной полке всегда можно разместить нужные вещи, сменную одежду, провиант. Интересно, что некоторые клиенты заказывают машины с такой кабиной на короткой колёсной базе, а затем удлиняют её.
На задней стенке есть смотровое окно, которое позволяет наблюдать за грузом в кузове и оценивать обстановку в задней полусфере. Однако, с другой стороны, в зимнюю стужу окно станет дополнительным источником утечки тепла, что не очень хорошо для ночевки.
Вход в кабину получился удобным благодаря большому углу открытия двери и рифлёным алюминиевым подножкам, на которых не задерживаются грязь и снег. Занять своё место за рулём можно в течение нескольких секунд. Руль можно регулировать по углу наклона и вылету, чтобы найти лучшие настройки. Рулевой механизм, основанный по принципу «винт-шариковая гайка-рейка», снабжён гидроусилителем, что упрощает маневрирование при низких скоростях. Важно отметить, что угол поворота колёс не такой большой, как у немецких автомобилей. Из-за длинной колёсной базы и большого заднего свеса при парковке, движении во дворах, на складах и других местах с ограниченным пространством от водителя требуется повышенная осторожность.
Стоит заметить, что водительское кресло не обладает таким удобством, как на магистральных тягачах, однако у него имеется подрессоренность, подлокотник, регулируемый по высоте подголовник и ремень безопасности. Что касается пассажирского сиденья, оно не подрессорено и имеет жёсткое крепление. В базовой комплектации имеются следующие опции: круиз-контроль, кондиционер, электрические стеклоподъёмники. Подлинным удовольствием является обогрев зеркала заднего вида, который не позволят им затуманиться или исказить изображение во время дождя или таяния снега.
Солнцезащитные козырьки помогут защитить глаза от яркого солнца. Как обычно, их два - один для водителя, другой для пассажира. Приборная панель не является высокотехнологичной, но показания на ней легко читаются. Удобно расположены кнопки управления под правой рукой, а также рычаг переключения передач, хотя он не слишком красив, но удобен для использования наощупь.
Существующий прикуриватель можно использовать для подключения различных устройств, таких как навигатор, мини-холодильник, кофеварка, электрочайник, зарядка гаджетов и многих других. Во время стоянки вечером или ночью можно включить дополнительный свет, планшет или мини-телевизор. Кстати, установленное на заводе радио с USB-слотом, антенной и встроенными динамиками может создать информационную среду и поднять настроение.
Секторальная организация внутреннего пространства является ярким проявлением заботы о водителе. Закрытые полки, умело встроенные над головами водителя и пассажира, служат для удобного хранения документов, карт, перчаток, ветоши и других полезных мелочей. Сиденья, дверные карты и материал передней панели легко моются, что особенно актуально во время пандемии.
Этот грузовик, изначально созданный и произведенный в КНР, был специально адаптирован для российских условий эксплуатации. И это буквально. Не стоит принимать данное утверждение как рекламную фразу.
Кабине JAC N200 было добавлено дополнительное утепление. Автомобиль также оснащён мощным отопителем, топливным фильтром с подогревом и влагоотделителем. На заводе устанавливаются морозостойкие резиновые детали, закрытый аккумуляторный ящик, стальная защита для двигателя и КПП. Но самое ценное дополнение — это нагревательные элементы для картера и водомасляного теплообменника двигателя, которые работают от сети с напряжением 220 В. В случае сильных морозов, загустевшее масло можно подогреть и таким образом значительно облегчить холодный пуск двигателя без помощи посторонних.
Воздушный отопитель JAC N200 может быть альтернативой подогревателю Webasto, он обеспечивает лучший обогрев кабины. В базовую комплектацию входят запасное колесо, буксировочный крюк и набор инструментов. Дополнительное оборудование, такое как цифровой тахограф, коробка отбора мощности и спойлер на крышу, можно заказать отдельно. Если есть достаточно места на раме, топливный бак на 400 литров можно заменить более вместительным. Некоторые клиенты также устанавливают дополнительный бак и насос перекачки, при этом необходимости в замене топливопровода нет.
Для использования 5-тонной крановой установки XCMG SQS125-4 задние опоры не требуются. Однако, если необходимо работать с более тяжёлыми грузами, то выдвижение задних опор обязательно.
Грузоподъёмность крана составляет 5000 кг, что позволяет поднимать грузы практически к борту крана на расстоянии 2,5 м от него. Однако, при использовании короткого вылета в 3,91 м грузоподъёмность снижается до 2800 кг, а на расстоянии 6,31 м – до 1500 кг. Доступны дополнительные опции, такие как стальные цепи и стропы.
Функция тягово-сцепного устройства не включена в заводскую комплектацию. Для работы с прицепом необходимо установить фаркоп самостоятельно и занести соответствующую запись в ПТС. Однако, через дилера JAC можно отключить систему нейтрализации SCR, что позволит избежать использования жидкости AdBlue.
Грузовик без груза немного жестковат в движении из-за рессорной подвески. Кроме того, форма сидений предназначена скорее для коротких поездок из парка к объекту и обратно, поэтому некоторые перевозчики могут захотеть более комфортное решение. Шумоизоляция кабины могла бы быть лучше. Однако, следует отметить, что этот грузовик не предназначен для длительной работы без перерывов, как магистральные тягачи.
В настоящий момент JAC N200 является надежным тружеником, на которого стоит сделать ставку, поскольку у него нет прямых иностранных конкурентов, в отечественные конкуренты представляют совершенно другую ситуацию.